История стиля
История стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо

Многие документы, относящиеся к истории Каратэдо, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. Вводились запреты. История, техника и философия Каратэдо передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам. Этот исторический экскурс основан на разрозненных и редких письменных свидетельствах и на устных свидетельствах людей ставших легендами.


Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо - одна из современных и наиболее практикуемых в мире жестких форм традиционного Окинавского Каратэдо.
Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного Каратэдо: к Окинавскому Сёриндзи-рю (Тодэ) и китайскому Сёриндзи Кепо (Шаолиньшу Чуань-Фа).
Поэтому рассказ о стиле Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - Шоринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.
Изучение большинства восточных боевых искусств показывает, что все они произошли, либо испытали сильное влияние древнего Китайского боевого искусства Чуан-фа (в Японии произносится Кемпо), название которого означает "Первый метод".

Три основных формы Кемпо это Сёриндзи Кемпо (Шаолинь-ши Чуан-Фа), Бутосан Кемпо и Тайшо Кемпо. На Сёриндзи Кемпо часто ссылаются как на форму Гайкакен (изначально иностранную), так как она была завезена в Китай, в то время как две другие формы известны как Найкакен (домашние), т.к. они были созданы в Китае. Однако, история показывает, что обе "домашние" формы произошли все же от Сёриндзи Кемпо. И этому направлению была уготована великая судьба быть фундаментом современных боевых систем.

Предание гласит, что индийский монах Бодхидхарма (в японии его знают как Дарума), который был сыном короля Южной Индии и искусным мастером древнеиндийской борьбы Каларипят, странствуя по Китаю достиг храма Шаолинь, лежащего на севере, вблизи гор Судзан .
Он, постигший глубины Буддизма, был двадцать восьмым (и последним) патриархом Буддизма, если считать от Шаха - основателя буддизма, а также основателем Дзен Буддизма и его первым патриархом. Бодхидхарма видел свое жизненное предначертание в раскрытии перед людьми законов мироздания и философских законов общества.
Достигнув храма Шаолинь, он передал учение Дзен Буддизма священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма придумал для них комплекс из 18 упражнений , основанный на технике борьбы Каларипят. Так зародилось Сёриндзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь) - исходный вид боевых искусств пустой руки. Сёриндзи Кемпо дало монахам не только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное средство самообороны от нападений вне стен храма, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно.
Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений.
Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются глубинным фундаментом любого стиля Каратэдо.
Сёриндзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь. Кроме того начали развиваться многочисленные варианты стилей Ушу ( Кунг-фу), берущие начало из традиционного Сёриндзи Кемпо.
Постепенно Кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам.
В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.
Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского Кемпо и Окинавских систем.
Следует отметить тот факт, что оригинальные Окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолиньским Кемпо.
Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.
Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна.
Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов.
Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Окинавская рука).
Кроме того правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай, в школу, известную ка Кокушикен - лучшую китайскую высшую школу тех времен. Окинавские студенты проводили там от 3 до 8 лет, изучая культуру, язык политику и кемпо.
Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном Каратэдо.
Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в ХIV-ХV веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия "То" происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй "Дэ" - это другое прочтение традиционного для нас слога "Тэ", означающего "рука". Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея слова каратэ: "Рука Тьянг" или 'Техника из Китая" или "Китайская рука". В то время Каратэ переводилось именно так.
В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Сёриндзи-рю.
История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Сёриндзи-рю.
Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, когда пришедшая в упадок династия Шо была восстановлена императором Шо-Мин, который правил до 1572 года.
Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Сёриндзи-рю.
В 1591 г. Японский сегун (военный правитель) Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Он прибег к поддержки клана Сатсума. Клану Сатсума для ведения этой захватнической войны требовалось большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей.
В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума в 1609 году вторгся на Окинаву.
Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как "катанагари". Это было сделано по двум причинам: во-первых, захватчики хотели избежать любых изменений, могущих влиять на их правление, а во-вторых, они стремились ничего не менять на Окинаве, сохранить и расширить торговые связи с Китаем. По этой же причине они объявили династию Шо официальным правительством королевства.
Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет проведший в Китае.
Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Сёриндзи-рю.
Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни.
Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади "представление", показав целую серию различных приемов из Сёриндзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.
Легендарные личности, жившие в различное время и развивавшие на протяжении пяти столетий Сёриндзи-рю, сделали это направление фундаментом современного Каратэдо и основой всех стилей.
Одной из легендарных личностей в Каратэдо, безусловно можно считать мастера Чикудона Вейчуджона Хиройохи Терайа, родившегося в 1733 г. в г. Сюри. В дальнейшем он взял себе псевдоним Тодэ, под которым и вошел в историю.
В тридцатилетнем возрасте Терайа был отправлен Правительством Окинавы в Китай учиться Кемпо. В то время Сёриндзи-рю развивался в столице Окинавы в г. Сюри и его пригородах. Это объясняется следующим фактором.
По своей структуре, философии, базовой технике, жесткости методов тренировок и поединков Сёриндзи-рю требовало от занимающихся круглосуточной тяжелой работы, что могли себе позволить лишь состоятельные, не обремененные повседневными бытовыми хлопотами люди, прежде всего дворяне и воины императорской гвардии.
К тому же обучение у классных специалистов стоило достаточно дорого, т.к. включало не только изучение искусства поединка, но и искусство верховой езды, фехтования, изучение философии, медицины, тактики и стратегии боя.
Следует отметить, что в двух других крупных городах Окинавы Наха и Томари практиковались упрощенные системы Сёриндзи-рю. Так, стиль, развивавшийся в городе Наха назывался Сёрейдзи-рю, иногда Наха-тэ, а в г. Томари в основном преподавалась одна из версий Сёриндзи-рю, которую иногда именовали Томари-тэ для отличия от оригинального стиля.
По возвращению на Окинаву Хиройохи Терайа продолжил изучение Кемпо под руководством китайского атташе Конг-Су-Кунг (в Японии его принято называть Кусоку или Кушанку или Канку).
Ката Кушанку, являющаяся стилевой формой Сёриндзи-рю, основана на философии и технике этого великого мастера и пришла от Хиройохи Терайа.
В возрасте 54 лет Терайа получил от Правительства в знак признательности за заслуги перед Окинавой в области культуры остров Сокугава. В дальнейшем Хиройохи Терайа использовал это название при составлении своего псевдонима - Тодэ Сокугава, под которым и вошел в мировую историю боевых искусств.
За свою долгую, насыщенную событиями жизнь, Тодэ Сокугава воспитал целую плеяду выдающихся мастеров. Так, например, Сокон Матсумура (1796-1893), которого также уважительно звали "Буши", кроме изучения Каратэдо большую часть своей жизни посвятил постижению философии конфуцианства и изящества каллиграфии (сёдо).
По направлению Правительства Матсумура дважды посетил Китай и результатом этих поездок стало написание обширного труда по философии Каратэдо. Эта книга составлена из писем-наставлений, которые он писал своему ученику Рюсеи Кувае.
Буши Матсумура по праву считается идеологом и классиком Сёриндзи-рю. Такие ученики, как Анкох Асато, Анкох Итосу, Рюсеи Кувае, Чотоку Кьян, Чомо Ханаширо, Кентеу Ябе значительно расширили и обогатили технику Сёриндзи-рю, создав целые направления.
Мастер Анкох Асато (1827-1906), являвшийся выдающимся мастером каратэ и виртуозным фехтовальщиком, разработал технику ведения боя против вооруженного противника.
Анкох Асато прославился своим поединком с лучшим фехтовальщиком того времени Кири-но Тошиаки, которого он победил, показав поразительную технику уходов и работы ногами, совмещенную с виртуозными блоками.
Создавая ката Нидзюсихо, Анкох Асато сконцентрировал весь свой опыт. Эта ката по наследству перешла к мастеру Кайсо Кори Хисатака как ученику сенсея Асато и последнему патриарху Сёриндзи-рю.
Мастер Анкох Итосу (1838-1915) ввел изучение Каратэдо в школах Окинавы, и многие современные мастера получили первые уроки именно у него.
Стараясь упростить сложные учебные комплексы Сёриндзи-рю, сделать их более доступными для детей, Анкох Итосу разработал серию ката Пинан (Хейан).
Эти ката задумывались как упражнения, которые, базируясь на более сложных мастерских ката, в том числе Басай, Кушанку, Чинто, послужат ключом к пониманию высшего мастерства. Лучшими учениками Итосу были мастера Кентсу Ябе, Чошин Чибана и Чомо Ханаширо.
Для отличия от других многие ученики к своему имени стали добавлять имя Сёриндзирю.
Мастер Чотоку Кьян (1870-1945). Обучался Сёриндзи-рю у Буши Матсумура и мастера Асато. Мастер Кьян - сын Чофу Кьян, потомка императора Шосе и вассала последнего императора Окинавы.
В 1930 году мастер Кьян, мастер Рюсе и Кайсо Кори Хисатака посетили Тайвань, чтобы представить Окинаву на международном фестивале боевых искусств. В Тайпее их сопровождал японский дзюдока Шинзо Ишиде, получивший впоследствии 6-ой дан. Он бросил вызов мастерам каратэ, усомнившись в их технике. Мастер Кьян принял вызов. Так как мастер Кьян умел мыслить стратегически, он вел бой с очень тонкой тактикой, останавливая дзюдоку длинными ударами, когда тот хотел прорваться в ближний бой. Мастер Кьян перемещался быстро, используя специальный шаг и использовал технику мягких блоков. Наконец, ему удалось нанести точный удар в солнечное сплетение, после которого дзюдока преклонил колени и признал свое поражение.
После фестиваля три окинавских мастера проехали по Тайваню, показывая свою технику, участвуя в тренировках и схватках. Вернувшись на Окинаву, мастер Кьян ввел в обучение своих учеников ката Ананку, ставшее одним из базовых, которое вобрало в себя опыт этой поездки.Преподавая Сёриндзи-рю в сельскохозяйственном колледже, Кьян воспитывал знаменитых учеников: Кайсо Кори Хисатака (основатель Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо), Шошин Нагамине (основатель Матсубайяши-рю) и Тсуоши Читозе (основатель Чито-рю). Мастер Чомо Ханаширо (1869-1945). Также был учеником Буши Матсумура. Он внес огромный вклад при создании методики преподавания Каратэдо в школах Окинавы. Следует отметить, что именно он первым предложил словосочетание Каратэдо в толковании "пустая рука".
Мастер Канрю Хигаона(1853-1916). По праву считается одним из великих мастеров и учителей Каратэдо. Он начал изучать Сёриндзи-рю до поездки в Китай, где углублял свои познания в боевых искусствах под руководством мастера Лью Конг. Через 15 лет он вернулся на Окинаву одним из сильнейших и опасных бойцов, коим и остался до глубокой старости.
Лучший ученик Хигаона - Чоджун Мийаги (1888-1953), начал тренироваться у Хигаона в возрасте 14 лет.
Мийаги дважды побывал в Китае, продолжая совершенствовать свою технику (первый раз - в 1904, второй - в1916).
Вернувшись на Окинаву, он продолжил изучение Сёриндзи-рю, внося постепенно новые элементы и упражнения. В 1928 г. мастер Мийаги побывал в г.Окате, где обучал Сёриндзи-рю студентов университета Ритсумикен. Лидером клуба каратэ этого университета был Гоген Ямагучи, позднее основатель Годзю-рю в Японии.
В 1937 г. мастер Мийаги зарегистрировал свой стиль в Будокукай в г. Киото (ставший центром боевых искусств Японии), назвав его Годзю-рю.
Название Годзю-рю (дословно переводится как твердый-мягкий) заимствовано из древнего текста по боевым искусствам, называемого Бубиши.
Хотя в оригинале это название относится к жесткой и мягкой манерам боевых искусств, Мийаги интерпретировал его иначе. В толковании названия стиля заложено уважение к обоим ветвям Окинавского Каратэдо (Сёриндзи-рю и Сёрейдзи-рю).
Мастер Мийаги искренне верил, чтобы каратэ продолжило развиваться и обрело утонченную изысканность "нужно создать специальное защитное снаряжение для тренировок и соревнований".
Среди лучших учеников сенсея Мийаги были Мейтоку Яги (основатель Окинавского Годзю-рю Мейбукан каратэ), Сайко Хига, Йиги Миязато, Сейкиси Тогучи, Гоген Ямагучи и Кенва Мабуни.
Кенва Мабуни (1889-1957). Изучая Сёриндзи-рю в школе сенсея Итошу, мастер Мабуни позже объединился с Кайсо Кори Хисатака и прославился в качестве непревзойденного мастера по ката, в то время как Хисатака стал известен как специалист в кумитэ.
Кенва Мабуни, опираясь на многовековой опыт двух Окинавских систем, используя свое видение и понимание перспектив развития Каратэдо, создал новое направление Сито-рю.
Как и Мийаги, он говорил о необходимости использования специального защитного оборудования, и сам много экспериментировал в этой области.
Мастер Мабуни переехал в Японию в г. Осаку, где стал высокопоставленным офицером полиции.
Среди его учеников - его сын Кенью Мабуни, Манзо Ивата, Чойджиро Тани, Рюшо Сакагами, Терюо Хайяши.
Мастер Гичин Фунакоши (1868-1957) - ученик мастера Анкох Асато и мастера Анкох Итосу.
Гичин Фунакоши был ученым, поэтом и великим учителем боевых искусств.
Вместе с Шинки Гима он продемонстрировал Каратэдо в Японии в 1917 г. на первом спортивном фестивале Японии, куда его пригласил доктор Дзигаро Кано, основатель дзюдо. После этого он остался в Японии, преподавая каратэ в течение всего остатка жизни.
Мастер Фунакоши внес много изменений в традиционное Окинавское Сёриндзи-рю, упростив его и сделав доступным для японской молодежи. Его стиль получил название Сётокан, по его литературному псевдониму Сёто (Волны и Сосны).
Лучшими учениками Фунакоши являются мастера Хиронори Отсука (основатель Вадо-рю), Масатоши Накаяма и Шигери Игами.
Даже такой исторический обзор показывает чрезвычайно важное положение стиля Сёриндзи-рю в развитии современного Каратэдо.
Безусловно, каратэ едино, а различные стили возникли, когда было решено зарегистрировать каратэ в Нихон Будоку-кай - Всеяпонской организации боевых искусств.
Если каратэ рассматривать как дерево с обширной кроной, а каждая ветвь в ней - это отдельный стиль каратэ, то Сёриндзи-рю, безусловно, можно определить как ствол.
Особое место в истории каратэ и стиля Сёриндзи-рю занимает Кайсо Кори Хисатака, его последний патриарх.
Масайоши Кайсо Кори Хисатака родился на Окинаве 22 апреля 1907 года. При рождении он был зарегистрирован под именем Сейки Кудака, что является произношением на окинавском диалекте букв, произносящихся по-японски Масайоши Хисатака. Он был прямым потомком Сейвы, пятьдесят шестого японского императора и Таметомо Минамото, первого японского сегуна. После поражения в битве Таметомо бежал. Судьба привела его на Окинаву, где он высадился в заливе Унтен, и его семья постепенно набрала силу и стала правящей, нося имя Шо.
В течение следующих нескольких столетий династийная фамилия менялась несколько раз.
Прапрадедушке Кайсо Сейсоку Тогуни был пожалован остров Кудака в знак признательности за его службу императорскому дому Окинавы, и вскоре фамилия Кудака была принята как фамилия рода (поэтому в названии ката по стилю Сёриндзи-рю часто присутствует слово Кудака).
Кайсо Кори Хисатака начал обучаться Будо в юном возрасте, что было традиционно для семей дворянских кланов Окинавы. Его первым учителем был сенсей Анкох Асато, который ввел его в Сёриндзи-рю. Еще одним человеком, оказавшим основное влияние на его развитие был мастер Чотоку Кьян, один из лучших мастеров каратэ Окинавы. На воспитание Кори Хисатака огромное влияние оказывал его отец, учивший его традициям клана Кудака и техники Дзима Шиширю Кудака-рю, передаваемой только от отца к сыну.
Одним из факторов, выделявшим его среди сверстников было не только его высокое происхождение, но и выдающиеся физические данные.
В лучшие годы при росте 180 см, его вес был 100 кг. В юности он был чемпионом Окинавы в Гранд-сумо. В силу своего высокого социального положения Кайсо Кори Хисатака имел возможность общаться с самыми выдающимися мастерами. Так, например, ведущий специалист в Сёрейдзи-рю Канрио Хигаона неоднократно тренировался с ним и показывал нюансы этого стиля.
Кайсо Кори Хисатака учился в одной школе с Кенва Мабуки, основателем Сито-рю, и, естественно, они часто тренировались в зале клана Кудака. В этих тренировках часто принимал участие и Ходжун Мийаги (в дальнейшем основатель Годзю-рю).
В 1930 году Кайсо Кори Хисатака с мастерами Чотоку Кьян и Рюсеи Кувае побывал на Тайване на фестивале боевых искусств.
После фестиваля три Окинавских мастера путешествовали по Тайваню, выступая с показательными боями, в которых ни разу не проиграли.
Сенсей Кьян вернулся потом на Окинаву, тогда как сенсей Куваи остался на Тайване, а Кайсо Кори Хисатака предпринял поездку по Китаю.
Путешествуя по Китаю, он изучал не только воинские искусства, но и китайскую медицину, философию.
В 1933 году Кори Хисатака посетил Манчжурию, где выступал на фестивале боевых искусств. Путешествуя по этой части мира, Кайсо Кори Хисатака посетил Афганистан и Россию.
После возвращения на Окинаву он проехал по Японии, где вместе с ним некоторое время путешествовал и мастер Чотоку Кьян. В этой поездке он посещал различные школы дзюдо и кендо во многих префектурах, где регулярно сражался с чемпионами в каждой области и побеждал.
Будучи в Японии, Кайсо Кори Хисатака изучал дзюдо в Кодокане - "Мекке дзюдо" под руководством мастера Санро Току. После года обучения он был аттестован в Кодокане с белого пояса сразу на 4-й дан. В истории дзюдо это единственный и уникальный случай.
Во время второй мировой войны Кайсо Кори Хисатака вернулся в Манчжурию в поселение Чо Кокко, где выполнял задание японского Правительства по охране нескольких стратегических объектов.
В это время судьба свела вместе Кайсо Кори Хисатака и одного из старейших виртуозов боевых искусств Японии того времени Минору Мочидзуки. Сенсей Мочидзуки был личным учеником Дзигаро Кано (основатель дзюдо) и учителя Морихеи Уесиба (основатель айкидо) и имел десятый дан в каждом из искусств.
Этот период стал для Кайсо Кори Хисатака чрезвычайно плодотворным, т.к. во время совместных тренировок с Мочидзуки происходило обогащение его техники.
Возвратившись в Японию после окончания войны, Кайсо Кори Хисатака нашел страну разрушенной, а людей - деморализованными. Он увидел, что Будо может стать прекрасным средством для поднятия духа народа и поэтому в 1945 г. создал свое новое направление, объединив все огромное историческое наследие Окинавского Каратэ, которое назвал Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо. Что в вольном переводе значит- "Университет по изучению Сёриндзи-рю Каратэдо".
Первый главный зал - Хомбудодзе, этой школы находился на острове Киуши в Камамото.
Чтобы дать своим детям хорошее образование Кайсо Кори Хисатака переезжает со своей семьей в г. Токио. Параллельно с этим он переводит свою школу в Шимо-Котазава в районе Сетагайа.
Среди тех, кто тренировался с ним в Хомбу-додзе, был сенсей Хиронори Отсука (основатель стиля Вадо-рю).
Кайсо Кори Хисатака оказал огромное влияние на развитие современного Каратэдо. Так, например, когда Гичин Фунакоши только начинал преподавать каратэ, он предоставил ему помещение, в котором Фунакоши мог заниматься со своими учениками.
В зале Кайсо Кори Хисатака также обучался Досин Со, основатель Сёриндзи Кемпо, и Самабуку Ро, основатель стиля Иссин-рю.
В 1955 г. Хомбу-додзе был перенесен в район Васеда токийского района Синдзюку, где и находится по сей день.
На церемонии открытия присутствовало много почетных гостей, например, Шинки Гима (этот легендарный мастер впервые с Фунакоши продемонстрировал каратэ в Японии). Во время церемонии открытия ученики Кайсо Кори Хисатака впервые показали кумитэ с использованием защитного оборудования - богу.
Таким образом, уже тогда был заложен фундамент современной системы соревнований, названной позже Косики каратэ.
После смерти Кайсо Кори Хисатака главой клана и главой стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо стал его сын Масаюки Кукан Хисатака Ханши.

Масаюки Хисатака родился 18 ноября 1940 в Манчжурии. Когда ему исполнилось три года, он впервые перешагнул порог зала Каратэдо. Уже в 15 лет, имея третий дан по Каратэдо, он участвовал в церемонии открытия Хомбу-додзе в г. Токио и не только демонстрировал ката, но и принимал участие в поединках.
Учась в университете Нихон в Токио на экономическом факультете, Хисатака уделял каждый день по 4-5 часов для своих занятий по Каратэдо и дзюдо.
После окончания этого крупнейшего в Японии университета Масаюки Хисатака около года проработал в фирме, а потом по приглашению Правительства США уехал развивать Каратэдо и Дзюдо.
К окончанию университета он был обладателем шестого дана по Каратэдо Сёриндзи-рю и четвертого дана по дзюдо - для тех времен явление уникальное.

example1

В 1961-1962-х годах он становится чемпионом Японии по каратэ, причем в этих двух чемпионатах принимали участие все стили и поединки проводились только в абсолютной весовой категории по бесконтактным правилам по системе себу-иппон.
На протяжении 5 лет Масаюки Хисатака выигрывал все турниры в Японии, в которых принимал участие.
Он также был кандидатом в олимпийскую сборную по дзюдо, готовившуюся к токийской Олимпиаде-64.
Но игры его особенно не интересовали, и вместо того, чтобы участвовать в Олимпиаде, он уехал из Японии, что бы проверить себя, посмотреть мир, развивать каратэ и дзюдо в других странах.
В США мастер Хисатака стал одним из первых, кто познакомил эту страну с каратэ и дзюдо. Он представлял Японию и каратэ на первом демонстрационном выступлении в Нью-Йорке.
Затем на протяжении четырех лет Масаюки Хисатака преподавал каратэ и дзюдо в университете штата Нью-Йорк, Министерстве обороны США, военной академии Вест-Поинт.
Будучи очень значительной фигурой в мире боевых искусств и пользуясь покровительством Правительства США, сенсей Хисатака имел возможность оказывать помощь другим японским мастерам, приехавшим в Америку, таким как Накаяма, Канадзава.
Когда Масаюки Хисатака преподавал в Балтиморе, в его зал часто приезжал Брюс Ли. На него огромное впечатление произвела техника Сёриндзи-рю, а особенно спарринги в защитном оборудовании.
Переехав из США по приглашению Правительства в Канаду, Масаюки Хисатака создал Федерацию Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо Канады, в которую входили наиболее сильные спортсмены того времени.
Долгие годы сенсей Хисатака был членом руководства Всеяпонской федерации каратэ ( J.K.F.), а также членом руководства Всемирного союза организаций Каратэдо - ВУКО.
Работая в ВУКО и исполняя обязанности технического эксперта, сенсей Хисатака был инициатором и автором правил для проведения спортивных поединков в контактном и бесконтактном вариантах. Именно после его обоснованных рекомендаций на конгрессе ВУКО, проходившем во время четвертого чемпионата мира в г. Токио, была введена в соревнования система весовых категорий.
Именно тогда группой ведущих специалистов во главе с Масаюки Хисатакой было внесено предложение использовать в спортивных схватках защитное снаряжение, что явилось первой вехой на пути создания нового вида спорта, основанного на лучших традициях Будо - Косики каратэ.
За многие десятилетия плодотворной деятельности Масаюки Хисатакой были подготовлены тысячи мастеров, удостоенных чести носить черный пояс. С его участием созданы сотни клубов, центров, федераций во многих странах мира.
Сенсей М. Хисатака многократно бывал в нашей стране. Первый раз он посетил нашу страну в 1978 г. в составе большой делегации из ведущих японских специалистов Будо. Советское посольство попросило тогда J.К.F. (Федерация Каратэдо Японии), устроить в СССР показательные выступления по каратэ. Позже поступило предложение сформировать Будо-делегацию и провести показательные выступления по каратэ, айкидо и дзюдо в нескольких странах, в том числе в и СССР. Перечисленные направления представляли ведущие сенсеи. Классическое Каратэдо представлял сенсей Эригучи, имевший 10-й дан, Масаюки Хисатака, имевший 8-й дан и Юичи Негиши, имевший 6-й дан по Сито-рю, который был в то время Президентом организаций Каратэдо профсоюза рабочих Японии. Дзюдо представляли мастера Инокума и Ватанабе, а команду спортсменов возглавлял олимпийский чемпион Ямасита. Двое ведущих мастеров по айкидо представляли Айкикай. Кендо было представлено главным мастером Японии, обладателем 9-го дана Накано сенсеем и обладателем восьмого дана, главой международного Будо-университета Комуридзоно сенсеем. Главой делегации был Сигиеси Матцумае, Президент Всеяпонской ассоциации боевых искусств (Нихон Будокукай), Президент всеяпонского Будо-центра (Нихон Будокан) и Президент университета Токай. Он также многие годы был бессменным Президентом Всемирной федерации дзюдо.
После турне по Европе основная часть делегации отправилась в США, а мастера каратэ посетили СССР. Это была первая в истории нашей страны встреча с классическим Каратэдо.
Были проведены ряд выступлений, семинаров и совместных тренировок с лучшими советскими каратистами, которые в то время тренировались под руководством Алексея Штурмина в Центральной школе каратэ, находившейся в городе Москве.
В составе этой группы находился и Михаил Крысин, ставший через 12 лет главой стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо в СССР, а позднее в России и странах Восточной Европы.
В 1979 г. была создана Всесоюзная федерация каратэ. И в этом же году с разрешения Спорткомитета СССР в Москве в ноябре был проведен впервые в СССР официальный турнир по Каратэдо - Открытое первенство Москвы. В качестве почетного гостя на этом турнире присутствовал технический эксперт ВУКО - Масаюки Хисатака.
Среди чемпионов этого турнира по каратэ был и Михаил Крысин, завоевавший золотую медаль в тяжелом весе.
Сенсей М.Хисатака высоко оценил его мастерство и пригласил приехать в Японию в центральный зал Сёриндзи-рю для продолжения изучения Каратэдо под его руководством.
К сожалению, она состоялась только через 11 лет, когда в СССР начался процесс перестройки и каратэ было вновь легализовано.
Сенсей Масаюки Хисатака смог приехать вновь в Москву лишь через 12 лет по приглашению Михаила Крысина на открытие в Москве официального представительства Всемирной федерации Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и Косики каратэ.
Сегодня, Масаюки Кукан Хисатака - одна из ярчайших личностей в мировом Будо, обладатель 9-го дана по карата до и 6-го дана по Дзюдо. Он является главой древнейшего дворянского клана Кудака и патриархом стиля Сёриндзи-рю. Он - Президент Всемирной федерации Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и Президент Всемирной федерации Косики каратэ, а также почетный президент десятка международных общественных и спортивных организаций.

 

История Косики каратэ


Это название можно перевести с японского как "жесткое, традиционное" каратэдо.
Косики каратэ появилось, с одной стороны, как самостоятельное направление в мире боевых искусств не так давно, но, с другой стороны, можно смело утверждать, что Косики каратэ имеет многовековую историю и является основой современного каратэдо. И в этих утверждениях нет противоречий.
Из истории развития каратэдо видно, что все основные традиционные стили окинавского каратэ (Шоринзи-рю, Шорин-рю, Шорейдзи-рю) практиковали поединки с жестким контактом и использованием всего арсенала боевой техники; броски, удары, подсечки, подбивы, захваты и т.д.
Безусловно, что проведение подобных поединков среди мастеров приводило часто к серьезным травмам, увечьям. Поэтому на всем историческом пути развития каратэ великие учителя ставили перед собой сложную задачу поиска компромисса между высокой эффективностью приемов, реальностью поединков и безопасностью учеников. Это достигалось двумя путями: применением специальных защитных приспособлений и разработкой правил поединков, четко регламентирующих спектр применяемых приемов и их силу. Этот процесс длился достаточно долго, при этом доминировал то путь использования защитных доспехов, то путь максимального ограничения любого контакта в поединках, что приводило боевые искусства на путь полного формализма.
Одним из первых мастеров, который стал создавать систему школ для проведения контактных поединков с использованием защитных доспехов - богу, был учитель Кайсо Кори Хисатака.
Обогащенный многовековым опытом своих великих предков и учителей, он впервые разработал универсальные правила поединков и защитные приспособления, которые очень напоминали доспехи самураев.
На протяжении десятилетий Кори Хисатака экспериментировал с правилами и оборудованием, доводя их до совершенства. В этом деле ему оказывали помощь его великие современники: Мочидзуки, Кувае, Кьян, Асато, Ямагучи, Отсука, Мабуни.
После смерти Кайсо Кори Хисатака эти работы продолжил его сын Масаюки Хисатака, который окончательно оформил свод правил, регламентирующих схватки, опробовал их в многочисленных турнирах. Под его руководством и при его финансировании в г. Токио была создана специализированная фирма "Super-Safe", которая профессионально занялась разработкой современного защитного оборудования, отвечающего следующим качествам: обеспечивающего максимальную защиту головы и корпуса, легкого, недеформируемого от ударов во время поединков, гигиеничного, отвечающего эстетическим нормам, имеющего традиционные японские корни.

Оборудование
Таким образом, уже к 1979 г. появилось оборудование "Super-Safe". Оборудование "Super-Safe" состоит из защитного шлема, изготовленного из первоклассной кожи, имеющего плотную конструкцию и специальную анатомическую форму. Для защиты лица от ударов используется щиток из специального органического стекла, имеющего полусферическую форму. Следует отметить, что это стекло стало предметом отдельной научно-исследовательской программы, которая была проведена на фирме "Mitsubishi". На компьютере были рассчитаны все параметры этого стекла толщина, оптические показатели, радиус полусферы, В центре химических исследований был подобран материал, а в технологическом бюро была разработана технология и оборудование для отлива этих стекол. Благодаря этим исследованиям, защита для головы получилась очень удобная, легкая и чрезвычайно прочная. Достаточно сказать, что стекло спокойно выдерживает прямой удар бейсбольной битой.
Аналогичные исследования были проведены и при изготовлении второго элемента защиты - панциря, закрывающего грудь и ребра, в основе которого лежит трехслойный комбинированный материал, обладающий гасящими противоударными свойствами.
И шлем, и защиту на грудь украшает эмблема "Super-Safe", которая полностью повторяет эмблему стиля Шоринзи-рю, показывая тем самым, что Косики каратэ вышло из Шоринзи-рю и является его составной частью, т.е. оно - традиционно.
Первоначально это оборудование предназначалось только для мастеров федераций Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, но оно получилось настолько удобным и оптимальным для проведения тренировок, что сегодня большинство ведущих федераций каратэ Японии используют его в своих залах (в том числе и бесконтактные, и Кекусинкай).

Создание столь удачного оборудования позволило достаточно быстро сформировать международные правила для Косики каратэ.
Таким образом, впервые эти два пути слились в один - в Косики каратэ.
Поэтому в Косики каратэ все едино - правила, оборудование и арсенал технических приемов.
Косики каратэ - это воистину супердемократическое направление в мире боевых искусств, т.к. в соревнованиях могут участвовать практически любые направления, стили, школы. В первых соревнованиях по Косики каратэ участвовали представители профессионального дзюдо (в котором допускаются удары), Шоринзи кемпо, Нихон кемпо, Кекусинкай, кикбоксинга, тайбоксинга. Сразу после появления Косики каратэ на него переключились чемпионы по Кекусинкай - Сато и Адзума. В дальнейшем Адзума, потренировавшись некоторое время под руководством М.Хисатака, взяв из Косики часть правил и технических приемов, а также использовав защитный шлем, соединил это с частью техники из Кекусинкай и добавив бросковой техники, создал суррогатное направление "Дайдо-Дзюку", которое не имеет ничего общего с каратэдо.
Следует отметить, что Косики каратэдо не просто контактный бой в защитных доспехах, это принципиально новое направление в боевых искусствах, базирующееся на многовековом опыте и имеющее свои традиции и законы. Это проявляется в методике тренировок, в физической и психологической подготовке, скрупулезном и постепенном введении начинающего бойца в спарринговую практику.
Сочетание занятий по стилю Шоринзи-рю и занятий по Косики каратэ дает оптимальный результат. Поэтому среди всех чемпионов мира по Косики каратэ 90% занимают студенты Всемирной академии Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо, ученики профессора Масаюки Кукан Хисатака.
В чем же исключительность Косики каратэ?

Правила соревнований

Правила, позволяя наносить любые удары, стимулируют разнообразие техники и филигранность ее исполнения. Допускаются нанесение ударов и в прыжках. Это напрямую связано с каждодневным тренировочным процессом. Использование жесткого защитного оборудования требует от спортсменов высокого качества подготовки бьющих поверхностей. Использование бросковой техники позволяет спортсменам работать практически с любой дистанции и выбирать для себя оптимальную тактику и стратегию.
Правила предусматривают также оценку обоюдных атак соревнующихся, что повышает требования к оборонительной технике, тактике ведение поединка.
Оценка проводимых технических действий может охватывать одно действие или целую серию ударов, если все они были эффективны, что, безусловно, приводит к комбинационности боя. Параллельно с этим повышается и плотность нанесения ударов, т.к. каждый из спортсменов, естественно, заинтересован набрать как можно больше очков. Это, в свою очередь, ведет к зрелищности соревнований, что обеспечивает их коммерческий успех.

Всемирная Федерация Косики-Каратэ
Все нюансы Косики каратэдо отрабатываются на семинарах, которые Всемирная федерация Косики каратэ проводит в течение года по 20-25 раз в разных странах, в том числе и в России.
Организационно Всемирная Федерация Косики каратэ строится по региональному принципу. Во главе Всемирной федерации стоит Президент - Ханши Масаюки Хисатака - 9-й дан. Далее весь мир делится на крупные регионы, во главе которых стоят Вице-президенты:


Северная Америка (Канада) - Шихан Вайен Дониван, седьмой дан;
Латинская Америка (Венесуэла) - Шихан Кунио Танабе, кенрен, шестой дан;
Восточная Европа, страны СНГ, Россия - Шихан Михаил Крысин, кенрен, шестой дан;
Австралия и Океания (Австралия) - Шихан Скотт Браун, кенрен, шестой дан; Шихан Филипп Хупер, кенрен, шестой дан; Шихан Пат МакКин, кенрен, шестой дан;
Северная Европа (Нидерланды) - Шихан Намбуакки Конно, кенрен, шестой дан;
Южная Европа (Испания) - Шихан Луис Персе Сантьяго, кенрен, шестой дан;
Центральная Европа (Швейцария) - Шихан Сирцио Маркони, кенши, четвертый дан;
Северная Африка (Алжир) - Шихан Моурад Луали, кенрен, шестой дан;
Южная Африка (ЮАР) - сенсей Деврай Рамдитт;
Индия - сенсей Сокумар Намбир;
Северная Америка (США) - Шихан Мега Мартинес, кенрен, шестой дан;
Центральная Африка (Мали) - сенсей Алассоне Майга;
Азия (Япония) - Ханши Масаюки Кукан Хисатака - 9-й дан; Шихан Хироси Хисатака, кенрен, шестой дан; Шихан Тадаши Кондо, кенго, пятый дан; Сенсей Юшитака Сато; Главный советник Кейдзо Обуши; Технический советник Минори Мочидзуки.
Функции Вице-президентов заключаются в развитии Косики каратэдо, а некоторых из них и Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо в их регионах. Это предусматривает проведение учебных семинаров, аттестаций, соревнований, выпуск учебной литературы и видеопродукции.
Регулярно, обычно это совпадает с проведением больших турниров, проводятся съезды Президиума Федерации, на которых рассматриваются и принимаются решения по важнейшим вопросам политики и экономики Федерации.
Сегодня во Всемирную федерацию входят более 40 национальных Федераций.

Наверх

Развитие Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране


С 1982 по 1990 гг. Правительство СССР ввело закон, запрещавший преподавание и изучение каратэдо. Лишь в 1989 г., благодаря процессам перестройки, проходившим в СССР, стало возможным восстанавливать разрушенное каратэдо. Появилась возможность официально, опираясь только на личную инициативу, создавать и регистрировать спортивные клубы. Так, в конце 1988 г. по инициативе Михаила Владимировича Крысина в Москве был зарегистрирован один из первых спортивных клубов, ставивший своей основной задачей изучение и развитие каратэдо во всем его прекрасном многообразии. Клуб получил название "Звезда" и буквально через несколько месяцев своего существования объединил множество учеников и тренеров. Стали активно развиваться и международные связи клуба с Польшей, Чехословакией, Турцией, Францией, Германией, Венгрией.
Еще в 1979 г. М.В.Крысин после завершения Первого чемпионата Москвы получил от Масаюки Хисатака мастера 9-го дана Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо официальное приглашение приехать в Японию для углубления знаний в каратэдо. Но запрет на изучение каратэдо не позволил осуществиться этой программе.
Помня об этом приглашении. Президент клуба "Звезда" М.В.Крысин обратился от имени Правления клуба к Масаюки Хисатака с предложением об установлении двухсторонних спортивных контактов. На это предложение М.В. Крысин мгновенно получил очень дружеское письмо от М.Хисатака, в котором он подробно рассказывал о тенденциях современного каратэдо, особенно подробно о принципиально новом направлении в каратэдо - Косики каратэ и официально пригласил М.В.Крысина в Японию в его зал для изучения каратэдо. Так, лишь через 11 лет, в июле 1990 г., М.В.Крысину удалось побывать в г. Токио, где располагается штаб-квартира Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ.
Две недели пребывания в г. Токио были заполнены до предела совместными тренировками, которые длились по 6-8 часов, беседами, во время которых излагались исторические традиции и философские концепции Шоринзи-рю, а также методологическое построение Косики каратэ и правила проведения соревнований, поездками к ведущим специалистам в различных областях боевых искусств: кендо, айкидо, дзюдо, каратэдо.
Пройдя ряд семинаров и экзаменов М.В.Крысин был аттестован Всемирной Федерацией на 3-й дан по Косики каратэ. В то время это был самый высокий дан по каратэ в СССР.
Возвратясь в Москву, М.В. Крысин стал активно перестраивать работу клуба "Звезда" на изучение и развитие Шоринзи-рю как стилевого фундамента техники, философии, и на Косики каратэ как официальной спортивной системы.
Благодаря колоссальной работе, которая была проведена тренерами и спортсменами клуба, уже через 3 месяца в ноябре 1990 г. стала возможной поездка в Японию для участия в VII Чемпионате мира. Спортсменам клуба "Звезда", которые впервые на Чемпионате мира по Косики каратэ представляли СССР, удалось пробиться в финальную стадию, что было, бесспорно, большим успехом.
Участие московских спортсменов в таком представительном фестивале (участвовало в Чемпионате 20 стран) послужило мощным импульсом развития Косики каратэдо в СССР.
Уже в апреле 1991 г. в Москву для официального открытия представительства Всемирной федерации Косики каратэ и Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо в СССР прибыл Масаюки Кукан Хисатака. Была создана Федерация СССР, которая стала координатором развития этих двух направлений. Сенсей Хисатака провел в Москве четырехдневный семинар, по результатам которого М.В. Крысину был присвоен 4-й дан, а группе его учеников - 2-е и 1-е даны. Это было большим достижением, поскольку подобная акция проходила в СССР впервые.
В Федерацию СССР в то время вошли такие республики, как РСФСР, Грузия, Украина, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Латвия, Молдавия.
С первых дней развития Шоринзи-рю и Косики каратэ у нас в стране тренеры Федерации особое место уделяют работе с детьми и подростками. В год проводится до 15турниров разного ранга для спортсменов различных возрастных и квалификационных групп.
Развиваются и международные контакты юных спортсменов. В августе 1991 г. в Токио состоялось Открытое первенство Японии по Косики каратэ среди детей и подростков, на котором наши юные воспитанники завоевали 2 золотые, 2 бронзовые медали в личном первенстве и золотые медали в командных поединках.
За период с 1990 по 1997 гг. юные спортсмены Федерации завоевали 10 золотых, 8 серебряных и 8 бронзовых медалей на соревнованиях различного уровня, в том числе Чемпионатах мира.
После распада СССР в 1993 г. была создана Международная федерация Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, Московская федерация. В 1997 г. создана Федерация Косики каратэ России.
Российские спортсмены являются лидерами в современном мировом Косики каратэ, активно участвуя во всех турнирах, проводимых под эгидой Всемирной Федерации:

1990г. - VIII Чемпионат мира в г. Токио. Выход в финальную стадию;
1992г. - I Чемпионат Европы, г. Амстердам, Нидерланды. Первое общекомандное место, 2 золотые, 2 бронзовые медали в личных поединках;
1993г. - Открытое первенство Германии среди детей. Первое общекомандное место и первые места в личных поединках;
1994г. - Открытое первенство Нидерландов (6 национальных сборных), г. Амстердам. Золотые медали в командных поединках, 3 золотые медали в личных поединках, серебряная медаль в ката;
1994г. - IX Чемпионат мира, г. Токио, Япония. Одна золотая, 2 серебряные, 2 бронзовые медали в личных поединках, третье место и бронзовые медали в командных поединках, бронзовая медаль в ката;
1995г. - II Первенство Европы, г. Бургос, Испания. Второе место и серебряные медали в командных поединках, 2 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали в личных поединках, золотая и бронзовая медали в ката;
1996г. - Международный турнир. Посвященный 100-летию Олимпийского союза Дании, г. Копенгаген, Дания (участвовали 10 национальных сборных) - серебряные медали в командных поединках, 2 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали в личных поединках;
1996г. - Открытое первенство Японии (7 национальных сборных). Первое место и золотые медали в командных поединках, 2 золотые, 3 серебряные, 2 бронзовые медали в личных поединках, бронзовая медаль в ката, общекомандное первое место в поединках среди детей и юношей, три золотые медали в личных детских поединках.
У истоков развития Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране бессменно стоит Михаил Владимирович Крысин, имеющий 6-й дан по Шоринзи-рю и 6-й дан по Косики каратэ, который является Вице-президентом Всемирной Федерации, международным судьей высшей квалификации "А", членом тренерского и судейского комитета Всемирной Федерации, ему присвоено высокое, почетное звание "Шихан" (Глава стиля).
Президиумом Всемирной Федерации М.В. Крысину переданы полномочия главы стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в России, странах СНГ и Восточной Европы.
Наиболее активно Косики каратэ развивается в России в таких центрах как Москва и Московская область (руководители Д.А.Алхасов, М.Ковалев, С.Кузнецов), Ханты-Мансийском округе с центром в г. Сургуте (руководитель В.Смирнов), в Кемеровской обл. с центром в г. Новокузнецк (руководитель В.Баранов), Бурятии с центром в городе Улан-Уде (руководители В.Дашарабданов, Б.Бадмаев), Самарской обл. с центром в г. Сызрани (руководитель В.Осипов), Красноярском крае с центром в г. Норильске (руководитель С.Мизин), Новосибирской обл. с центром в г. Новосибирске (руководитель С.Степачков), Хакасии с центром в г. Абакан (руководитель А.Карамашев), в Воронежской области с центром в г. Каменка (руководитель С.Дутов).
Успехи Федерации во многом определяются самоотверженной работой высококвалифицированных тренеров и спортсменов: В.Баранова, И.Крысина, В.Шкварчука, И.Айнетдинова, Д.Алхасова, А.Виноградова, С.Тихомирова, В.Козлова, М.Козлова, О.Эстона, С.Федоткина, Я.Муратова, С.Пальбина. М.Хмелевского, С.Асташкевича, А.Юркова, С.Кузнецова, С.Куценко, Ю.Красникова, О.Герасименко, М.Ковалева, В.Казакова и других.
За годы существования Федерации в нашей стране проведено множество учебных семинаров, национальных Чемпионатов среди детей и подростков, более ста мелких региональных соревнований.
Чемпионаты России среди взрослых спортсменов:
I - 1993г. - г. Москва;
II - 1994г. - г. Ногинск, Московская обл.;
III - 1995г. - г. Москва;
IV - 1996г. - г. Ногинск, Московская обл.;
V - 1997г. - г. Сургут, Ханты-Мансийский округ;
VI - 1998г. - г. Новокузнецк.
В 1995 г. в Москву прибыл президент Всемирной федерации Масаюки Кукан Хисатака для проведения учебно-аттестационного семинара и участия в III-м Чемпионате России в качестве почетного президента и главного судьи. По итогам семинара большому числу тренеров были вручены 1-е и 2-е даны, а также международные тренерские и судейские лицензии. Признавая большие успехи Российской Федерации Косики каратэ и большой личный вклад шихана Михаила Крысина в дело развития Косики каратэдо в мире, т.к. под его руководство было создано около 20 различных центров Косики каратэ, ему был присвоен 6-ой дан по Шоринзи-рю и 6-ой дан по Косики каратэ.
За последние годы расширились международные связи Федерации. Самые тесные контакты сложились с федерацией Испании - Президент Луис Перес, федерацией Нидерландов - Президент Намбуакки Конно, федерацией Алжира - Президент Моурад Луали, федерацией Швейцарии - Президент Курцио Маркони, федерацией Австралии - Президент Пат МакКин, федерацией США - Президент Мега Мартинес и многими другими.
При личном содействии М.В. Крысина в Германии в г. Фюрстенвалде был создан и уже четыре года работает специализированные спортивный клуб "Будо-додзё" под руководством Акселя Штуве. Всю тренерскую и методологическую работу на протяжении этих лет осуществляли российские тренеры В. Шкварчук и И. Айнетдинов.
При содействии шихана М.В. Крысина Косики каратэ в последние годы активно развивается в Латвии, где в г. Елгава под руководством О.Прикулиса и Г.Ездовскис создана Латвийская Федерация Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо - Косики каратэ.
В этом центре регулярно проходят семинары и соревнования. Латвийские спортсмены становились неоднократно чемпионами и призерами соревнований, которые проводила международная Федерация в г. Москве.
В республике Беларусь в г. Минске под руководством известного специалиста Ю.Задоли также создан клуб для развития Косики каратэ.
Функционируя многие годы как региональный филиал Московской федерации в г. Баку в Азербайджане спортивный клуб под руководством Т.Г. Берзигиярова в 1994 г. оформился в Национальную федерацию. Благодаря постоянному сотрудничеству с московскими коллегами и шиханом М.В. Крысиным в г. Баку была создана хорошая спортивная база и подготовлены тренерские кадры. Вице-президентом и ведущим тренером Федерации Азербайджана является многие годы Ю.Мустафаев.
Федерация ведет большую учебно-методическую работу. Ежегодно проходит более 50 аттестационных семинаров. В 1996 г. на Всероссийском тренерском семинаре в г. Москве были утверждены единые "Требования к аттестационным экзаменам спортсменов Федерации Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ с 10-го кю по 1-й дан", которые являются обязательным регламентирующим материалом для всех структурных и региональных подразделений Федерации.

Наверх